«Став императором, особое внимание Николай I уделяет двум важным социально-экономическим вопросам — стабилизации финансовой системы и поиску подходов к решению крестьянского вопроса, — рассказывает Дмитрий Тимофеев. — После Александра в стране, по сути, две денежные системы: серебряная монета и бумажные ассигнации, а соотношение курса металлических денег к бумажным 1:4. Сложившееся положение стало результатом неумеренной эмиссии денег еще при Екатерине II, когда впервые стали использовать бумажные купюры».
Ко времени Николая I за рубежом российские ассигнации не принимают, там предпочитают расчеты серебряной монетой, продолжает историк. При этом расходы на содержание армии огромные. В 1825 году на нужды армии тратится примерно 43% бюджета, 15% уходит на погашение внешнего долга. На все остальное — меньше половины бюджета. В этих условиях проведение реформы финансовой системы стало жизненно важным для страны вопросом. По инициативе и под руководством министра финансов Канкрина была осуществлена поэтапная финансовая реформа.
«Это наиболее удачная реформа, проведенная в годы правления Николая I. Именно в это время укрепившийся, обеспеченный золотом и серебром рубль становится „валютой“ европейского масштаба, тогда как при Александре I он сильно падал в цене. Таким образом, реформа стабилизировала денежную систему и заложила основы для укрепления российской экономики и внешнеэкономических связей», — говорит Дмитрий Тимофеев.
В законодательной сфере также провели ревизию разнообразных законодательных актов. Для этого Николай поручил одному из выдающихся реформаторов Михаилу Сперанскому завершить работу по созданию «Полного собрания законов Российской империи». В результате в 1830 году было издано 40 томов законодательных актов и еще пять томов приложений. После этого Сперанский составил «Свод законов Российской империи», который состоял из 42 тыс. статей, объединенных в восьми разрядах и помещенных в 15 томах. Манифест о введении Свода в действие был издан в январе 1835 года.
«В финансово-экономической политике ставка была сделана прежде всего на укрепление дисциплины, усиление государственного контроля за расходованием казенных средств и повышение доходов, — поясняет историк. — Так, во второй половине 1830-х годов губернаторы 35 губерний получили право для демонстрации жесткой позиции государства вводить в „недоимочные селения“ специальные военные подразделения. Правда, данная практика не была повсеместной и не привела к желаемому росту собираемости недоимок».
Полная версия интервью: https://www.znak.com/2021-07-11/protivodeystvie_revolyucionnoy_zaraze_i_...